Последние статьи

Тотальная анестезия

Хотя европейские философы рассматривали боль под различными углами, включая тезис о ее необходимости, отношение европейцев к ней восходит к твердому источнику, исключающему многовариантность.

Античность в лице Аристотеля и Эпикура четко противопоставляла боль и наслаждение. Наслаждение изгоняет страдание. Прекращение страдания образует наслаждение, считали мыслители Греции, а вслед за ними и евростремительная культура. Итогом стало четкое понимание, что боли не место в жизни счастливого и довольного всем человека. Анестезия всего — своеобразный лозунг современности, следование которому приводит западную цивилизацию к довольно любопытным последствиям.

Специалисты, исследующие феномен боли, говорят о ней как об изначально свойственном человеку явлении. В своих выводах о наступившей эпохе тотальной анестезии они вторгаются в сферу человеческих отношений и даже в такие глубокие, древнейшие и инстинктивные связи, какие всегда присутствовали в паре мать-дитя. По их мнению, анестезия при родах существенно их меняет: не чувствуя боли, женщина рожает не «своего», а «абстрактного» ребенка. Отсюда уже совсем близко до утопий, где нет своих детей, нет своих матерей, нет боли не только физической при родах, но и душевной…

Такое непримиримое отношение к боли по принципу маятника вызывает в европейской культуре эффект маниакального стремления к удовольствию. По мнению социологов и психологов, это в конечном итоге приводит к массовой деградации населения, которую можно наблюдать в наиболее развитых странах. Здесь для многих смысл жизни сводится именно к получению удовольствия с наименьшими затратами. Люди начинают реально страдать только оттого, что им приходится много работать, чтобы получить удовольствие. Именно отсутствие реальной боли в повседневной жизни, по мнению военных психологов, приводит к тому, что американских солдат, направленных с «гуманными» миссиями в различные части света, уличают в пытках и пренебрежении к человеческим жизням. У них отсутствует то, что наши предки называли «страхом Божьим», — боязнь кары за совершенные преступления.

Природа не терпит пустоты. Даже пустоты боли. Сегодня с тревогой говорят о неизвестном ранее феномене «киллера корифеев». Этот синдром распространяется в наиболее благополучных странах, вызывая страх обывателей и демонстрируя бессилие почти всесильных врачей. Он описывается как тотальная боль во всем теле. Никакие препараты не помогают. При этом ни функциональных изменений органов, ни плохих показателей анализов нет. Природа как бы принудительно возвращает к боли человека, самонадеянно оттолкнувшего ее. Прогнозы говорят об увеличении числа страдающих от этого психофизического феномена.

Одно из объяснений его возникновения состоит в следующем. Обеспеченный анальгетиками, обезболивающими, анестетиками и системой гарантированного медицинского обслуживания, человек начинает бояться боли как явления, непереносимого вообще ни в какой форме. И этот неконтролируемый страх перед болью вызывает боль психосоматической природы во всем теле.

Современные мыслители Европы говорят о необходимости вернуть боль «в обиход». По их мнению, она служит не только в качестве сдерживающего фактора при совершении тех или иных деяний, но и является необходимым условием творческой деятельности. Примером служит Блез Паскаль, французский математик и философ XVII века. В детстве он страдал различными ыболезнями, с возрастом стал надевать на себя усеянный шипами пояс, когда к нему приходили друзья. По его словам, боль от пояса напоминала ему о долге, не позволяя получать удовольствие от беседы. Паскаль умер молодым, оставив человечеству бесценное наследие. Спорный вопрос: оставим ли что-то в истории мы, люди без боли?